Символ веры

Символ Православной веры. Икона XIX века

Символ Православной веры. Икона XIX века

Символ веры – это основа православного вероисповедания, изреченная в двенадцати частях, или членах. Каждый член Символа веры ясно, точно и глубоко выражает вероучение православной церкви. Текст Символа веры полемичен, его формулировки очерчивают круг, за пределами которого остаются ереси и иноверия.

Символ веры. Толкование.

1. Ве́рую во еди́наго Бога Отца, Вседержи́теля, Творца небу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.

Православные христиане исповедуют единого Бога в трех лицах, или ипостасях. Первый член Символа веры говорит о Боге Отце. «Отец» – прежде всего тот, кто любит и заботится о своих чадах. Мы можем обращаться на «ты» ко Вседержителю и Творцу «неба и земли», то есть всего видимого и невидимого мира. Слово «творец» подчёркивает то, что Бога нельзя отождествлять со вселенной, им созданной, Он вне пространства и времени, вне космоса, вне мира.

2. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго пре́жде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу, И́мже вся бы́ша.

Вторая часть Символа веры стороннему читателю может показаться нагромождением формулировок, однако, всё здесь на своём месте. Здесь говориться о Иисусе Христе, второй ипостаси единого Бога, о Его предвечном (т.е. «в вечности», «до сотворения мира») рождении от Отца, о нетварности Христа, то есть о Его «несотворённости», а также о Его единосущии, «одноприродности» Отцу.

Здесь стоит сказать несколько слов о терминах «природа», или «сущность», а также «личность», «ипостась». В православном богословии все характеристики Божества относятся именно к Божественной природе. Бог по своей природе прост, несложен, вечен, всемогущ, всеведущ, и так далее. Все слова, характеризующие сущность, или природу Бога, с определённой степенью условности отвечают на вопрос «что?».

Этой единой Божественной сущностью в равной степени владеют три Божественные Ипостаси: Отец, Сын, и Святой Дух, три Личности, три «Кто?».

3. Нас ради челове́к и нашего ради спасения сше́дшего с Небес, и воплоти́вшегося от Ду́ха Свя́та и Марии́ Де́вы, и вочелове́чшася.

Третий член Символа веры провозглашает воплощение Сына Божия. Не переставая быть Богом, Бог стал человеком, родившись от Святого Духа и Девы Марии. В Богочеловеке Христе, в ипостаси Христа, соединены две природы: человеческая и Божественная. Соединены они, по слову святых отцов, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Говоря современным языком, Христос на 100% Бог, и одновременно с этим на 100% человек, за одним лишь исключением: во Христе нет греха.

4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша и погребе́нна.

Четвертый член Символа веры утверждает распятие, страдание, и погребение Христа. Уже в апостольские времена существовали ереси, отрицающие воплощение, распятие и страсти Христовы, например, ересь докетов. Мы же исповедуем, что Христос был распят и умер на кресте.

О личности же Понтия Пилата говорится здесь лишь по причине его упоминания одновременно в нескольких дошедших до нас исторических документах, согласно которым Пилат действительно был прокуратором Иудеи с 27 по 37 год от Рождества Христова.

5. И воскре́сшаго в третий день по Писа́нием.

Воскресение Христово, Пасха – это главный праздник православных христиан. Своим Воскресением Христос победил смерть, вошедшую в мир грехом Адама. Христос воскресает, как возвещают ветхозаветные пророческие слова: «Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы изцелехом». (Ис. 53,5).

6. И восшедше́го на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца.

Эта часть Символа веры основана на следующих местах Священного Писания: «Сшедый, Той есть и Возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» (Еф. 4,10); «такова имамы Первосвященника, иже седе одесную Престола величествия на Небесех» (Евр. 8,1).

На Небесах Христос сидит по правую руку от Отца, и этом понимается нами в том смысле, что Бог Сын равен Богу Отцу во всём.

7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живым и ме́ртвым, Его́же Царствию не будет конца.

Речь идёт о втором пришествии Христа, о всеобщем воскресении из мёртвых, и о последнем суде Христа над человечеством. И если первое пришествие Его на землю было «в образе раба», то второе будет в силе и славе. День и час Его второго пришествия мы не знаем, и в этом заключена большая духовная польза для нас. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42).

Каково же будет грядущее Царство Божие? «Бог будет всяческая во всем» (1 Кор. 15;28). Вселенная преобразится, приобщившись к Вечности, и в этом преображенном мире уже не найдётся места греху и смерти.

8. И в Духа Свята́го, Господа, Животворя́щаго, И́же от Отца исходя́щего, И́же со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшего проро́ки.

Восьмой член Символа веры говорит о третьей ипостаси единого Бога, о Святом Духе. Мы помним из книги Бытия, что Дух Божий носился над первоматерией, как птица носится над своими птенцами, отогревая их под своими крыльями. Дух Святой говорил к нам устами пророков и священных авторов. Дух Святой освящает Святые Дары на литургии, прелагая их в тело и кровь Христа.

Мы исповедуем единосущие всех трёх лиц Святой Троицы. Святой Дух обладает всем тем, чем обладает Отец и Сын, Он есть истинный Бог, и Ему воздаётся слава, честь и поклонение.

9. Во Еди́ну Святую Собо́рную и Апо́стольскую Церковь.

Церковь Христова едина, то есть основана Христом единожды. Церковь есть Тело Христово, и не может быть другого тела, кроме уже существующего. Церковь свята, ибо свят Господь и всё, что в Нём.

Слово «соборная» означает «вселенская», указуя на проповедь Евангелия по всему миру. Одновременно с этим, соборность в Православии есть способ выработки вероучительных, аскетических, и других правил. Примером могут служить Вселенские Соборы, на которые съезжались епископы со всех концов христианского мира и совместным свидетельством о вере их общин утверждали догматы и правила.

10. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.

Крещение, как и рождение, возможно лишь единожды.

11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых.

Всеобщее воскресение мёртвых ожидается христианами при конце этого видимого мира. Мы исповедуем веру именно в телесное воскресение из мёртвых, то есть наши души вновь сочетаются с воскресшими телами, и человечество предстанет пред очами Господа.

12. И жизни бу́дущаго века. Ами́нь.

скачать Символ веры с ударениями в формате Word

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *